Arcanum: мир магии, технологии, и великолепных диалогов

Далекий 2001 год подарил нам такие шедевры, как 3-ю Цивилизацию именитого GD всех времен и народов, не менее легендарного Макса Пэйна, «прикольную» Black&White в русской озвучке лучшего чтеца В. Коппа.

Но в жанре RPG, казалось, нет достойных претендентов на роль бессмертного творения. И если бы не Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, так и остался бы этот год «пустым» для почитателей жанра. Но и у Арканума задалось «не сразу».

Неудачи на старте

Выпуск Arcanum переносился дважды. Первый релиз был намечен на конец 2000 года, но он не состоялся. Второй – февраль уже 2001. Опять срыв срока. Коммерческий релиз в США в августе 2001 также нельзя было назвать успешным из-за изобилия «багов» и проблем с совместимостью с драйверами таких популярных «видюх», как Voodoo 2 и GeForce 1 и 2 версии, не говоря об экзотике.

Troika Games (разработчик) из-под палки Sierra Studios (издатель) начала клепать патчи, что сказалось на мировом релизе. В итоге, дата выхода игры оказалась сильно размытой по времени. По сути, Арканум выпускался в свет в период с августа по октябрь 2001 года. Но и на этом мытарства RPG не закончились.

Беглецы из Interplay (а именно они основали Troika Games) как-то забыли позаботиться об оптимизации. Конфликт игры с драйверами – всего лишь цветочки. Куда проблемней оказались явно неадекватные системные требования.

Это сегодня смешно читать о CPU 300 MHz и 64 Mb RAM. А тогда это была довольно бодрая машинка для over9000 пользователей ПК. И многие довольствовались чем-то вроде Сайрекс Инстид 166 МГц при 32 «метрах» оперативки. А видюшка Рива ТНТ считалась вполне живой.

Почему это стало проблемой? Всего лишь потому, что игра не лагала на слабой машине. Она либо попросту не запускалась, либо постоянно крашилась. В итоге – никакого удовольствия от Арканума заядлый RPG-шник получить не мог. И ему приходилось экономить на школьных завтраках откладывать деньги, чтобы проапгрейдить ПК.

К чему столь долгое вступление? К тому, что Arcanum в итоге простили за всё. Пусть игра не стала бестселлером, но прочно заняла ступеньку на пьедестале лучших мировых игр в жанре RPG. Ее откровенно яркие черты:

  • существенно модифицированная и непривычная даже для 2020 года ролевая система;
  • интересная механика создания и прокачки персонажа;
  • проработанный мир, в котором гармонично сочетается Толкиен с Жюль Верном;
  • полностью открытый мир и абсолютная свобода действий;
  • огромное число сюжетных поворотов, создающих «фирменную» атмосферу приключения;
  • возможность крафта (для 2001 года – революционная идея!) путем соединения нескольких предметов в один;
  • длительность игрового процесса;
  • отличное социальное взаимодействие;
  • первоклассный саундтрек.

Вот пожалуй и всё, со вступлением покончили. Наконец, переходим к основному блюду.

Дирижабль «Зефир». Где-то над горной цепью Каменная стена

Вступительный ролик New Game начинается со сбиваемого огрскими самолетами дирижабля, который мирно следовал из Каладона в Тарант. Нагнетание атмосферы начинается с того, что после крушения выживают всего двое: ГлавГерой и некий карлик. Последний начинает бредить: вручает кольцо, требует найти какого-то юношу, рассказать ему, что скоро все накроется медным тазом и вообще, «он поймет».

Сразу после этого героя берут «в оборот». NPC под кодовым именем Вирджил объявляет аватара «Живущим» и переходит под его командование (но это слишком сильно сказано, о чем речь пойдет чуть ниже). Всё это происходит в рамках диалога, из которого лишь понятно, что наш персонаж не просто парень (девка) сбоку, а целый будущий вершитель судьбы мира и вообще божество местного масштаба.

О том, что это за мир, можно догадаться по ролику, который нам показывают сразу после загрузки игры, т.е. еще до меню. Дядечка со светящимся мечом нападает на другого, вооруженного револьвером a-la многозарядный пистоль. Но все последующие открытия придется сделать самому.

Если бы Властелина Колец написал Жюль Верн

Мир Arcanum словно соткан из лоскутов классического фэнтези и стимпанка. С одной стороны – эльфы-гномы-карлики-сотоварищи с присущей им магией и чароплётством. С другой – свершающаяся промышленная революция и очаровательное изобретательство. Эдакий чудной мирок XIX века, где магическое воздействие приводит к поломке технологичных механизмов.

Вот и приходится ГлавГерою как-то выкручиваться. Здорово здесь выручает вдумчивый и неспешный процесс создания персонажа, который несколько отличается от привычных механик D&D любой редакции.

Абстрагируемся от проработанных концепций, вычеркнем из памяти лайфхаки Baldur's Gate и Icewind Dale, и окунемся в характеристики добропорядочных богов героев Арканума. Для начала выберем имя, пол и расу аватара. Портрет будет стоять на следующем шаге. Раса предопределяет склонности и характеристики:

  • Люди. Самое многочисленное (как водится) племя в фентезийном мире. Как всегда, самая универсальная раса в игре, но все же пиплы больше склонны к технологиям, чем к магии.
  • Карлики. Технически продвинутый народец (за что получает +2 ко всем технавыкам), в сложных отношениях с эльфами, но приветливы к людям и гномам.
  • Эльфы. В пику карликам – прирожденные маги (+15). От того под постоянным штрафом с технически сложными вещами (-2), которые у них часто ломаются. Не любят всех, но особенно – карликов.
  • Полуэльфы. От эльфов унаследовали склонность к магии (+5), но по-прежнему не дружат с техникой (-1). Человеческие черты воплотились в толерантности и веротерпимости ко всем расам.
  • Гномы. Отличные торгаши-спекулянты, не имеют особенной предрасположенности к магии или технологиям. Но из двух зол ничего выбирать не хотят.
  • Полурослики. Хоббиты – прирожденные лентяи и воры шпионы. К технике и магии относятся с прохладцей. Но при случае могут и изучить.
  • Полуорки. Изгои в людской популяции Арканума. Не восприимчивы к ядам (-10%), злобные и мстительные. Плевать хотели на магов с технологами.
  • Полуогры. Как это принято в фэнтези – туповаты. Но изгоями их не считают (потому что «хрясь» по темечку, и нет «мыслителя»). Не со всей техникой дружат, зато имеют врожденные +10% к переносимости повреждений.

Выбор пола тоже играет роль – никаким гендерным равенством в игре даже не пахнет. Мужчины сильнее женщин, но плохо терпят боль, с трудом переносят истощение и интоксикацию. Прекрасная половина Arcanum наоборот, демонстрирует -1 к силе, но +1 к телосложению. Легко переносят боль, токсины и истощение. Определенно, сказывается способность к продолжению рода.

Вместо набивших оскомину характеристик присутствуют способности по происхождению. Всего более 60 разновидностей, среди которых столь экзотические, как «Богатый наследник» или «Фотомодель». В довесок к способности можно получить некоторое количество монет на старте.



Любопытно! Troika Games изящно избавилась от перков, заменив их подсмотренными в M&M специализациями и умениями.

Дальнейшее восхождение по выбранной карьерной лестнице представится куда более сложным, чем жизнь офисного обывателя, мечтающего о кресле топа. Усердно работать или быть подлецом в Arcanum недостаточно для прокачки. Придется проходить какие-то зубодробительные квесты, преодолевать трудности и носится взад-вперед по всему миру. Но бонусно с каждым уровнем можно дополнительно урвать единичку к основным характеристикам.

RPG в социально активном формате

Разобравшись с настройками персонажа, прорвавшись сквозь неповторимую абра-кадабру первых локаций, перед нами встает игра во всей своей красоте размытой низким разрешением. Мы воочию наблюдаем удивительное соседство аристократичных замков в готическом дизайне, электрифицированных по «ночному тарифу», и скромных хижин под охраной mech'ов. Путешествия между городами в Арканум могут быть очень комфортабельными и быстрыми. Ведь здесь покорили пар и построили железку.

Любопытно! Разработчики мастерски сбалансировали магию и технологии. Независимо от выбранной стези, ГлавГерой имеет все шансы добраться до финала и спасти мир от ГлаГада.

Сюжет оказался органично вплетен в геймплей, и именно он несет нас на всех парах сквозь время, пространство, рассказывает об извечной борьбе боброослов и истине, которая (как всегда) где-то посередине.

Мир живой и открытый, и это не смогла испортить ни однообразная музыка, ни локально заунывная графика, ни кривой перевод на русский (кстати, играть лучше в eng-версию Arcanum). Мир показывает, что главный герой может оказаться не просто на второстепенной роли, но и играть роль статиста, эдакого случайного свидетеля.

Наконец, мир погружает игрока в себя не путем перебора древних сказаний, о которых едва-едва помнят рассыпающиеся в прах берестяные летописи. Напротив, здесь придется читать откровенно желтую прессу, содержание которой покажется забавным, если использовать не кривой перевод.

Какая ролевка без боевки

Двухрежимник боевой системы – исключительная фишка Арканума. Врагов немного, или же они слабее аватара? Проводим зачистку в реал-тайме. Предполагается эпичная схватка? Нет проблем, у нас есть пошаговый режим.

На помощь игроку придут:

  • всепобеждающая магия
  • высокотехнологичное оружие;
  • туповатые союзники.

О последних – отдельно. Их не бывает слишком много. Но даже если у вас под рукой есть несколько полууправляемых друзей, они будут чаще мешать, чем помогать. Дело в том, что у союзников выработан условный рефлекс «Видишь – Атакуй». В связи с этим ГлавГерой будет то и дело ввязываться в драки. Оно вам надо? Увы, да. Некоторые задания в одиночку попросту невозможно выполнить. А наш первый друг Вирджил готов хилять своего повелителя до умопомрачения (но, обычно, мана у него кончается быстрей).

В то же время товарищи будут собирать всю дрянь на своем пути. Это приведет к перегрузу инвентаря и потере боевой эффективности. По сути – первый шаг к поражению. Так что контролировать ПЭТов придется постоянно.

Но воевать придется нечасто. Сказываются сильные социальные корни RPG: многие квесты вполне решаемы путем переговоров с различными NPC. Общение полностью зависит от:

  • расовых предпочтений (толерантность, в отличие от метро, не изобрели для всех рас);
  • обаяния и красноречия героя;
  • шмота (даже если это эпик-броня, но если она не к месту, то многие не поймут);
  • выбираемых по ходу диалога реплик.

Общение здесь не для галочки. Придется много говорить и запоминать. Иначе фейл и фейспалм.

Управляемость

Обычно этот термин применяется к авто. Но в случае Arcanum иного слова не подобрать. Виной тому – дурной интерфейс и никакущая оптимизация. Arcanum engine не вывозит вообще, даже на современных (2020 год) машинах. Не верите? Установите, запустите, потом альт-табнитесь туда-обратно и удивляйтесь.

Непосредственно управление игры было изначально заточено сугубо под мышь. Но ее возможностей оказалось недостаточно, поэтому разработчики решили добавить клавиатуру. Не сказать, что это сильно помогло, но убогость интерфейса перестает замечаться после пары часов неспешной игры.

Придется забыть о бездумной торговле, поскольку в магическом магазине вряд ли купят дамский наряд, а джедайский электрический меч продается не у всякого кузнеца. Некоторые эпичные предметы и вовсе придется крафтить, причем по чертежам, которые можно украсить, купить или получить в награду.


К слову. Кражи столь сильно развиты в игре, что для многих заядлых РПГ-шников именно Вор становится предпочтительным для прохождения. Даром, что можно обчищать магазины, банки и воровать у спящих, предварительно взломав дверь и прокравшись в опочивальню.


В остальном игра в лучших классических традициях симбиоза «мыши и клавы». Почти все действия совершаются мышью. Клавиатура на вторых ролях.

Графика & Дизайн

Многие ругают Arcanum именно за графическую составляющую.

О, сколько обзорщиков позволяет себе извалять сей продукт в грязи. Но что мы видим после установки?

  • Добротно прорисованный мир.
  • Неплохое для своих лет разрешение от 800х600 px.
  • Яркие картинки там, где они действительно нужны.
  • Выверенную изометрию в стиле Baldur's Gate и Fallout Tactcs.

Что реально бесит? Дизайн панели управления и масштаб отрисовки. Панель бесюче большая, а отрисовка слишком маленькая. Ну вот что мешало сделать в стиле Divine Divinity с персом не более 3 см в высоту?

Еще вызывает вопрос унылая анимация. Если сама по себе графика неплоха, то вот с анимашками проблемы огромны. К тому же ее не хватает в диалогах и интерактивных сценах. Так и хочется воскликнуть в духе Станиславского «Не верю!»…

Подытожим

Все вышесказанное не означает, что Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura – истинный шедевр, равно как и худшее творение в жанре. Эта игра – не серая одноразовая посредственность, а своеобразный эталон. Сеттинг сделал эту RPG уникальной и не имеющих даже близких аналогов.

Хочется сравнить Арканум с сыром с плесенью или коллекционным коньяком: во-первых, на любителя, а во-вторых – не на каждый день. В Arcanum стоит сыграть, чтобы получить представление. Его стоит пройти полностью, чтобы насладиться вкусом и ощутить богатое послевкусие. Но его не получится забыть. Он станет мерилом любых будущих RPG в стиле стимпанка.

Вселенная Арканум слишком велика и многогранна, чтобы раскрыть ее в столь маленьком обзоре. Но она точно подарит множество часов удовольствия тем, кто любит и ценит решение квестов и оригинальный сюжет больше, чем Дьяблоподобный «Хак-н-Слеш».

P.S. Молитвами фанатов поддержка игры не прекратилась, несмотря на абсолютное банкротство разработчика. Более того, даже спустя 18 лет после релиза все еще прилетают патчи. Патчи, которые уже давно перевели в HD графику и превратили Арканум в ту игру, которая должна была выйти изначально… Где найти обновления? Спросите у Гугла, он точно знает и выдаст HD Arcanum без багов в числе первых ссылок.

Опубликовано: 2.02.20 - 16:29

Автор: RostyaL


Смотрите также:


Глобальное обновление раздела на сайте


Diablo 2 – Камни
и их свойства при добавлении в предметы


Diablo 2 Resurrected – Амазонка
: вся информация о классе



Комментарии

Мистер Питкин 2020-03-04 16:38:45
Арканум мне сначала очень понравился, однако постепенно объемы информации, в том числе и не правдивой, обрушивающиеся на героя возрастают, и запоминать все сложнее. потому что полно интриг, расследований и всяких негодяев, пытающихся вас надуть. кроме того задания одного персонажа вредят другим персонажам, то есть выполняя одни квесты проваливаем другие. Карманная кража тут залог процветания, то есть обокрасть можно и нужно каждого, при этом при попытке впарить похищенную вещь её же хозяину, можно попасться на краже и вступить в драку. Помощники еще и обладают своими моральными принципами, для некоторых воровство и карманные кражи неприемлемы, поэтому они могут от вас свалить распрощавшись, и унося полный инвентарь дорогих и полезных предметов, поэтому отправляясь на воровство таких друзей надо оставлять за дверью, давая им команду подождать. Лучший ваш друг, это собака, которая вас не покинет никогда, как бы плохо с людьми вы себя не вели. Максимальный уровень героя в игре был 50, после этого опыт не получается и герой перестает расти, не знаю, сейчас возможно его расширили. Честно сказать хватило меня не на долго, игра требует частых сохранений и загрузок, из-за не всегда удачных попыток кражи, а так же сильных противников, не смотря на то, что ваш персонаж еще не развит достаточно и не вооружен. в общем меня не хватило даже до середины игры, и пробовать снова не хочется.

[Ответить]
↑ +1 ↓
Уася 2 2020-02-06 05:54:34
А все для использования магических бутылок. А все для возможности изучать и делать ТЕХНОЛОГИИ. И да - на магов технологические бонусы не действуют. Но! Зато можно склепать на полуогра паровую броню, базовые статы которой все равно будут действовать, несмотря на магическую направленность персонажа. А паровая броня очень нехило увеличивает и без того каменную сопротивляемость полуогра. Он становится просто непробиваемым.
И самое любопытное, что только этим персонажем, под бутылками интеллекта, я сделал дипломатический квест в Камбрии (потому что очки развития, кроме как на дипломатию тратить было некуда). Остальными я на эти бутылки и внимания как-то не обращал.
Т.е. игра с одной стороны налагает ограничения в развитии персонажа, но с другой стороны дает возможности для их преодоления.
И да - вы никогда за одно прохождение не выполните ВСЕ квесты.

[Ответить]
↑ +1 ↓
Уася 2020-02-06 05:54:10
Ухх. Арканум. Великолепная игра в плане сеттинга.
Например ни в одной другой игре я не встречал доспехи разного размера - маленькие для гномоподобных, средние для людей и аналогичных, и большие для огров.
И хотя уровень здесь ограничен 50м всего лишь - набирается уже в середине игры! Несмотря на то это вариантов развития тьма.
Например, я создавал полуогра с минимумом интеллекта и красоты, но чудовищной силой (сила выше 20 дает огромный непропорциональный прирост к дамагу) и живучестью. Да, в начале он говорил как идиот, но несколько очков в интеллект - и уже можно нормально общаться. Более того - несмотря на то, что у полуогра интеллект вообще не качается максимум выше какой-то цифры, на помощь нам приходят магические пузырьки повышения интеллекта, благодаря которым я сделал из полуогра технолога! (Полуогры еще и огнестрелы юзать не могут - шибко толстые пальцы). Казалось бы противоречие - на технологов магические бутылки не работают. Однако вот опять игра дает возможность - есть шлем, который повышает при надевании склонность к магии и увеличивает склонность ко злу НАВСЕГДА. Т.е. несколько раз снимаем/одеваем шлем - и мы абсолютно злой маг, при том что не знаем ни одного заклинания.

[Ответить]
↑ +1 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий


Ваше имя:

Комментарий:



Реклама: Rackstore арендовать или купить сервер sale-server.ru.

Наша командаРазработка глобального обновления

При поддержке Сил Преисподней
2008-2024