Dungeon Siege: размеренный action в стиле RPG

– Или сейчас, или никогда.
Крис Тейлор. Май 1998 г.

Вряд ли в истории жанра RPG повторится 2002 год, когда вышло великое множество хитов на все времена. Одним из достойнейших представителей жанра является Dungeon siege (далее – DS). Игра, покорившая армию РПГшников во всем мире, в которую играют до сих пор и которая на голову выше последующих частей.

 

Эпические беды в пасторальном мире

Я построю свое королевство, с квестами и гетерами!
Командующий 10-ым легионом Империи звезд

Тихая и спокойная Империя звезд процветала на землях Аранны до тех пор, пока ее легионы не начали борьбу за власть. Обстановка все более накалялась, политические дрязги переросли в поножовщину и пролилась первая кровь. Но 10-ый легион решил избежать свары. Вместо того, чтобы с гиканьем и улюлюканьем наброситься на своих «оппонентов», воины (с командованием, интендантами, обозом и семьями) отправились в далекие земли Эйб… Видимо, переход был очень тяжелым, а командиры по-военному не отличались фантазией: королевство на новых землях назвали также – Эйб.

Рекогносцировка показала: всего в королевстве хватает с избытком, даже аборигенов. Естественно, местные племена сразу были подвергнуты угнетению и отправлены в резервации с гетто, после чего с ними начали вести торговлю. Быстро понастроили городов и деревенек, понаставили статуй и неплохо обжили местные подземелья, превратив их в современные и комфортабельные катакомбы.

Годы сменялись десятилетиями, десятилетия – веками… Всё шло хорошо. Даже слишком – постройки, как это водится, ветшали, местные племена торговали, а всякая чернь peasents возделывала землю и пила вкусный organic эль долгими томными ночами. Но внезапно королевство приглянулось местному филиалу зла – расе Крагов, которая организовала полномасштабную интервенцию. И первыми под удар попали фермеры.

Первому игроку приготовиться!
Крис – создатель Total Annihilation – Тейлор

Сын (дочь) фермера потихоньку возделывал землю, когда к нему обратился с просьбой окровавленный сосед. Тут же будущий аватар заметил на горизонте дым и зарево пожара. Событие само по себе чрезвычайное для сытого королевства. Он видит, как в его огород проникают мутные личности, которые с неясной целью вытаптывают любимую петрушку-морковь-укроп. Враги пытаются уконтропупить фермерского отпрыска… и с этого момента в дело вступает игрок, а аграрный парень (девка) становится его аватаром.

Залогом успеха качественной RPG всегда считался сюжет. Но поначалу кажется, что у DS с этим сложности, иначе попросту не объяснить тот сумбур и пафос, с которым преподносится предыстория игры. Не вполне понятна и роль сельского жителя с тяпкой в деле спасения отчизны. Но по мере прохождения Dungeon siege мнение меняется: и предыстория, и сам сюжет наполняются смыслом.

 

О роли агрария в истории Королевства

– Что ты такое?
Аллан «Датч» Шеффер. «Хищник»

Чем нас только ни пытались удивить разработчики игр всех мастей. В роли главных героев выступали и маги, и лица без определенного места жительства, и воры, и принцы, и странствующие рыцари. Но Gas Powered Games в лице Криса Тейлора решила удостоить участи спасителя всея королевства простого сельского парня – фермера.

Наш фермер – не просто аграрий, который жил аграрной жизнью и занимался решением аграрных вопросов. Он мастер кинжального боя с задатками отличного мага, целителя и стрельца из всяких луков.

Естественно, разносторонняя и одаренная личность с богатым внутренним миром и скучной аграрной жизнью не пропадет в военном конфликте. Она (личность) выжмет из него все соки и возвысится над толпой. Что-то в этом есть и даже кое-кого напоминает из истории нашей с вами Земли. Но речь не об этом, а о персонаже.

Генерация персонажа – главное действо в любой RPG. Любой, кроме этой. В DS игроку не оставляют особенного выбора. Последовательность простая.

  • Генерируем внешний вид a-la ранние Sims (пол, лицо, прическа, цвет кожи, шмот).
  • Загружаемся в игру.

Да-да. В базовом наборе персонаж – универсал, который имеет равные показатели (10) для силы, интеллекта и выносливости (она же точность). Умений всего 4.

  • Ближний бой – всё, что касается колюще-режущих предметов, используемых для выпиливания вражин на ближней дистанции.
  • Дистанционное оружие – посвящается стрельбе из лука.
  • Боевая магия – файерболы-сотоварищи;
  • Природная магия – погодные управляемые эффекты a-la молния в темечко, лечение, etc.

Думаете, здесь можно что-то распределить сразу? Увы и ах – всё по нулям. Так что наш аграрий начнет свой путь не подготовленным.

 

Wait a minute…

Но может хоть после левел-апа удастся распределить какие-то очки? И снова нет! Если вы ждете от Dungeon Siege стандартной ролевки, то включите лучше Baldur's Gate или Diablo во всем множестве их клонов. Потому что в DS очки распределяются сообразно тому, как именно игрок предпочитает решать свои внутриигровые проблемы.

  • Бьешься на мечах? Растет сила, умение ближнего боя и выносливость, но интеллект сохраняется на уровне типичного агрария.
  • Пуляешь файерболами? Получи субтильную личность, которая в легкую зажарит орду Крагов, но кончится от первого тычка под дых.
  • Тихой сапой трансмутируешь золотишко и хиляешь подопечных? Ура – ты интеллектуал-чародей с предельным показателем Nature Magic, но внешностью и выносливостью задохлика.

Конечно, растут даже не используемые параметры, но очень, очень медленно. Сложно представить, сколько придется проломить черепушек с помощью меча, чтобы интеллект поднялся хотя бы на пару пунктов.

Так что вместо вдумчивой генерации и пространных размышлений о последующих распределениях бонусных очков, игрок может наплевать на все эти ваши правила RPG и играть в свое удовольствие. А удовольствие будет особенно долгим, если удастся подобрать подходящих спутников в свою команду.

 

Один в поле не воин

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам!
И конечно выживать лучше хором, лучше хором, лучше хором…
Древняя аграрная мудрость

Командный дух в Dungeon Siege развит на необычайном уровне. Партия героя выполняет самые разные функции, от безудержного сбора лута до отличного ассиста во время кровопролитной схватки. Поэтому отказываться от эксклюзивных предложений NPC о присоединении не стоит.

Первый помощник находится довольно быстро, почти сразу после старта. Конечно, сначала придется заняться выпиливанием нечисти и освобождением инвентаря от лишних предметов. Но когда мы обнаруживаем прекрасную незнакомку в склепах, она безумно нам радуется. Так радуется, что предлагает составить компанию. Девушку зовут Улора, у нее есть любопытная книжка, а сама она готова броситься в бой по первому требованию и без оного.

Характеристики и умения друзей аватара растут аналогично тому, как прокачивается наш Главный герой. Чем больше стычек – тем больший рост наблюдается. Но кидать сокомандников на передовую стоит с умом. И вообще, раз уж над игрой работал тот самый геймдиз, что создал прекрасную стратегию Total Annihilation, Dungeon Siege блистает стратегической составляющей.

– Мне жаль, Вика. Но вы по-прежнему эффективная команда?
Салли. «Обливион»

DS почти исключает соло игру (разве что хардкорщикам «заходит» подобное прохождение). Ведь если аватар будет один-одинешенек, то стоя по колено в крови, в толпе Крагов, весь опыт достанется ему одному. Но из-за необходимости отвлекаться на бутылки (а герой-то алкаш!) для восстановления hp, он будет пропускать удары, и ему банально будет некогда убивать – все время будет тратиться на очередной глоток.

Команда же эффективней выпиливает себе не подобных. Ведь получится сколотить отличную партию всего из 4-5 персонажей, которые будут прокачивать по 1 навыку и доводить его до совершенства. Но что, если нет? Давайте рассмотрим.

Предположим, что персу мы прокачиваем 1 навык, например, махание всякими скальпелями. По мере развития он станет отличным воином на ближней дистанции, с развитой мускулатурой, сможет носить тяжелую броню и «танковать» всех Крагов.

Но что, если качать сразу 2 навыка, например магию и ближний бой? Увы, персонаж получится убогим чародеем и отвратительным рыцарем. Обуза, а не член команды. И чем больше таких окажется в партии, тем ниже ее эффективность.

Буквально после 2-3 нокаута одного из членов команды приходит понимание того, как нужно выстраивать партию в Dungeon Siege:

  • 1-2 мастера меча для сбора всех плюшек. Максимально экипированы и вооружены по последней Эйбской моде и технике.
  • 1 мастер-стрелок и 1 боевой маг для боя на дальних дистанциях.
  • 1 мастер природной магии для эффективного и своевременного лечения товарищей, их реанимации и воскрешения.

Несмотря на то, что в Dungeon Siege аватара могут сопровождать до 7 героев (не считая осла), брать нужно не более 5 (осла брать обязательно). Экспа, поделенная на 7, отодвинет прокачку и команда попросту будет не готова к монстрам из очередной главы.

Так что в DS мы видим, что грамотная стратегия всегда побеждает силу и орду. А для построения эффективной стратегии для команды нашего агрария есть крайне удобный инструментарий.

  • Пауза в любой момент. Встанем на паузу, отдадим все необходимые распоряжения, снимем и наслаждаемся лютым превращением врагов в мелкопорубленный фарш.
  • Построение в различных видах. Можно выстроиться в колонну, встать «свиньей», занять круговую оборону. Словом, это вам не куча-мала a-la Icewind Dale
  • Поведение сокомандников. В зависимости от приказа они будут атаковать, держать позицию и даже преследовать врагов. NPC можно заставить лезть на всех подряд, обороняться или не реагировать на провокации. Выбор цели также может быть построен по принципу сильнейший-слабейший-ближайший.
  • Следование за лидером. NPC можно оставить на стреме, а лидеру отбежать в кустики по своим аграрным делам.

Но все вышесказанное относится только к single play и на мультиплеер не распространяется.

Да, это не оговорка: в игре действительно есть мультиплеер. Но у него есть неприятная особенность: до аддона «Легенды Арании» было невозможно сохранить прогресс выполнения заданий в кооперативном режиме. И это напрочь выбивало землю из-под ног. Вроде мультиплеер есть, но толку от него немного.

Кто хотел – ставил моды. Но большинство игроков обновилось до «Арании» и забыли о проблеме.

 

Физика и лирика Эйб

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной
Когда я спасаю королевство, т**ю м**ь!
Песенка нашего агрария

А что у нас с технической реализацией? Для 2002 года неплохо: смена дня и ночи, погодные эффекты в виде дождя, снега и тумана (который маскирует подгрузку областей и снимает нагрузку с GPU). Добавим к этому честный 3D и получим отличный и детализованный мир со свободной камерой и интересной реализацией жизни в мире единой локации.

Dungeon Siege реализован в соответствии с пиком тогдашней моды: мир сделан без дозагрузки. Что это дает? Нам не придется ждать загрузку каждой отдельной локации. И если по каким-то квестовым причинам нужно ходить между областями взад-вперед-обратно, то никаких «wait for loading» на экране не видно: все происходит плавно.

«Персы» выглядят в соответствии с тем, во что они одеты в инвентаре. Нацепив новые доспехи с золочеными клепками можно сделать максимальный зум и любоваться бликами на клепках куртки.

При этом нельзя сказать, что движок Siege Engine как-то чрезмерно нагружает видеокарту. Системные требования для столь эпичной картинки на удивление скромные:

  • CPU – Pentium-3750 MHz;
  • RAM – 256 Mb;
  • HDD – 1.0 Gb;
  • Видеокарта с поддержкой DirectX 8.0 и 32 Mb VRAM.

При этом игра запустится и на вдвое менее производительной системе. Но о красоте придется забыть.

Движок Siege Engine демонстрирует уверенную отрисовку спецэффектов. Пусть их немного, но сделаны они с любовью. Красиво и плавно выглядит анимация движений, убедительно смотрится ночной пляж, да и в целом: мир живой и по звукам, и по наполнению живностью, и даже сторонними NPC+статичными персонажами.

– Вы издеваетесь надо мной…
Энни Монро. «Марсианин»

Геймплейно Dungeon Siege многие считают слабым. Сказывается рваность прокачки и недостаток характеристик с умениями. Особенных уникальных вещей нет. Вот взять тех же чародеев: в BG-подобных играх заклинание кастуется долго, причем в процессе магик мог схлопотать по чану и отправиться к праотцам, так и не успев сделать ничего полезного. В DS волшебник будет жахать молниями и швыряться файерболами почти непрерывно, пока не кончится манна (а ее можно глотнуть из горла соответствующего синего пузырька).

Еще один минус – почти полное отсутствие смерти. После нескольких мощных оплеух от врагов спутник героя не умирает, а ложится отдохнуть в бессознательном состоянии. Из него он может выйти сам через 20-30 секунд или «воскреснуть» под силами соответствующего заклинания. Превращение в могилку же случится только в случае, если Краги продолжат пинать бездыханное тело, и им в этом никто не будет мешать.

Наконец – линейность Dungeon Siege. Все дорожное приключение агрария слишком прямолинейно и мягко говоря однообразно: лес-город-подземелье и по новой. Казалось бы, с таким геймплеем игра далеко бы не уехала. Так за что же ее полюбили?

 

Вместо заключения

Полюбить DS есть за что. К ее неоспоримым достоинствам смело относим:

  • великолепную для 2002 года честную 3D графику, которая и в 2020 году смотрится отлично;
  • постепенное развитие сюжета и любопытный отбор героев в команду;
  • детально проработанный мир, наполненный звуками и анимацией;
  • «коридор» приключения имеет множество ответвлений и скрытых мест;
  • отличное представление дополнительных заданий посредством книг, которые можно найти в самых неожиданных местах;
  • наличие стратего-тактической составляющей.

Но самый лучший показатель профпригодности игры – легкая грусть и огорчение после смерти финального босса. Ведь игрок понимает, что приключение закончилось, и игра должна отправиться на полку. С учетом отвратительности продолжения, от этого становится еще горче.

Так что запасаемся чаем, печеньем, включаем компьютер и предаемся неспешному прохождению удивительной Dungeon Siege. Она идеально подходит тем, кто устал от сложных квестов и затяжных баталий.

Опубликовано: 06.03.20 - 13:05

Автор: RostyaL



Комментарии

Diablo 2020-03-08 10:54:52
> DS почти исключает соло игру
Спорное утверждение. Игра в соло иногда даже проще (прокачивал соло-воина - у него нереальный объем силы и здоровья получается) - не нужно заморачиваться со стратегией и микро-контролем, но прохождение становится сильно дольше - урона мало.

[Ответить]
↑ +1 ↓
Рпгшник 2020-03-07 14:57:53
Помню эту игру, но совершенно не помню, что меня от неё отвлекло, просто начинал играть, а потом наглухо забросил и понеслось что то другое, причем на долго, то ли это Diablo 2, то ли С&C Generals, то ли Heroes of might and Magic 3 тень смерти, которую я заиграл до дыр, вот думаю стоит ли вернуться к этой игрушке и закончить не начатое, или уже рубиться во что то более современное?

[Ответить]
↑ +1 ↓
ghostgg 2020-03-07 10:22:27
Так и не понял почему вторая часть отвратительна. Геймплейно она ушла куда дальше первой. Сюжет? Ну такое. Куча загадок во второй. В первой особо их не припомню.

В общем мне вторая нравится больше. Да даже третья мне нравится больше первой, увы(

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий


Ваше имя:

Комментарий:



Реклама:

Наша командаПоддержать проектРеклама на сайте

Diablo и Hellfire, Diablo 2 и Lord of Destruction
2008-2019