Gothic: Нестареющая Классика Жанра RPG

Шел 2001 год … расцветали и гибли цивилизации в одноименной игре (ver.3.0) Сида Мейера, Икасарахта терроризировала Долину ледяного ветра в Heart of Winter, дети Баала покидали бренный мир от рук шайки героев, Джеймс Сандерленд отправился в Silent Hill'2… А немцы из Piranha Bytes представили Gothic – RPG, задавшую новую планку в своем жанре. Планку, которую до сих пор не в состоянии взять многие студии с существенно большим бюджетом и техническим оснащением.

Мировая общественность сделала мгновенную «стойку» на игру, в обязательном порядке нашла недочеты и вынесла положительные вердикты. Это – уже достаточный показатель хорошей и качественной RPG. Но ведь мы-то с вами знаем: за 19 лет с момента релиза Gothic I ее прошли и перепрошли миллионы геймеров. Этот обзор Готики за номером 1 – для тех, кто уже восхитился Mass Effect, дважды прошел The Witcher III и ностальгирует в Diablo, но ни разу не примерил на свой компьютер черный цвет культового темного фэнтези.

Предыстория

Королевству Миртана повезло: его добрый-добрый король развлекался завоеванием мира и победами над очередными врагами. Но безвозмездно насаждать демократию угнетать всех и каждого – удел сами знаете кого, а Рабар II (тот самый король) получил по щам от орков, каждый из которых стоил 3-х его воинов.

Такого оскорбления от каких-то зеленокожих варваров его величество не стерпел: война разгорелась с новой силой, человечество несло ощутимые потери. Но самое страшное – не хватало оружия. А для изготовления колюще-режущих штуковин королевству потребовалась сталь, причем непростая, а «волшебная». На улицах начали хватать всех и каждого, кто был повинен хоть в чем-нибудь, и отправляли на каторгу в железные рудники Хориниса.

Естественно, узникам было как-то не очень по душе добывать руду, каторжным трудом вымаливая себе прощение. Зрели побеги и бунты. Рабар II предвидел это – он поручил своим придворным магам создать защитный купол над каторгой, те исполнили его волю, но что-то пошло не так…

Или маги были бездарны, или имело место вредительство, но факт остался фактом: отныне в рудники мог попасть кто угодно, но выйти из них не мог никто. Чародеи и сами оказались «под колпаком». Этим мгновенно воспользовались каторжане: перебили охрану и выдвинули свои условия. Ну – вылитые террористы.

Миртана – не США, и в переговоры с террористами вступила (а куда деваться – оружие же нужно!). Каторжане получали еду, одежду, роскошь и девок в обмен на полновесные железные слитки. Приток свежих рабочих рук также организовал Рабар, по-прежнему ссылая на каторгу всех неугодных преступников. Одним из них и стал наш Аватар.

Скажи мне товарищ, как попал ты в рудник

Главный герой – неизвестно в чем обвиненный товарищ. Он уже готовился пополнить ряды рудокопов, когда некий пироман Пирокар, эффективный менеджер маг Миртаны взял его к себе на работу почтальоном. В принципе, одним этим наказанием можно было бы ограничиться: учитывая адские условия и зарплату в КГУП Почта Миртана, кара была немыслимой за любое преступление. Первое письмо Почты Миртаны было адресовано магам огня под куполом. А доставку возложили на главгероя.

Получив для ускорения напутствие и волшебный пендаль, вершитель судьбы королевства оказывается в водичке непосредственно за барьером. Письмо, с припиской «не кантовать» в кармане, на берегу – местная Илита, впереди – полная неизвестность чудесного мира Gothic.

Уже на берегу протагонист по имени Безымянный получил пару зуботычин и внезапно подружился с неким испанцем Диего, который рассказал, кто есть Who в Готике. Он подтвердил, что должность почтальона – не просто адская работа в склочном коллективе, а полный атас и квест ААА+ уровня.

Трехпартийная система Хориниса

Чтобы отдать письмо адресату Безымянному придется не просто выяснить, где они (это-то не проблема), а вступить в одну из трех партий фракций и заявит о себе. Фракций у нас 3:

  • Старый лагерь – правит местный воротила Гомез, которого все устраивает и который торгует с Рабаром;
  • Новый лагерь – здесь живут те, кому надоел Гомез, и которые мечтают взорвать купол изнутри;
  • Болотный лагерь – сектанты-отшельники, тунеядцы и наркоманы, которые уверены, что их божество поможет им покинуть бренный мир каторгу.

На этом вступление заканчивается и начинается жизнь приключение в мире невольников.

Огромный мир Готики

В Gothic разработчики реализовали открытый мир, который наполнен жизнью. Это вам не The Witcher III, в котором люлей можно было отхватить только за попытку кражи на глазах у стражи: аборигены Хориниса хватаются за оружие, если вломиться к ним в дом. Кстати, вломиться можно в любой дом, но для этого стоит выбрать момент, когда там не будет хозяев. Еще одно удивительное открытие для 2001 года – продуманные скрипты NPC. Аборигены меняют свое поведение в зависимости от обстановки, времени суток и рода деятельности. Они ходят на работу, спят и занимаются своими прочими NPC-шными благоглупостями.

Герой тоже не страдает бессонницей и предпочитает сон на мягкой кровати, причем под крышей. Довольно быстро он обзаводится уютной хибарой. Как так получилось? Достаточно прогуляться по лагерю в неурочное время и попасть на глаза стражнику. Он и выделит развалюшку во временно-постоянное пользование.

Еще один штрих – никто не носится с героем как с писанной торбой. Безымянного никто не поведет за ручку к финалу, не обучит эффектным приемам и модным навыкам. За все придется платить. В виде денег – железные слитки.

Но даже деньги не откроют дорогу к славе, известности и популярности среди каторжан. Охота и собирательство принесут какие-то гроши и капельку экспы. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется выполнять поручения aka квесты от местных авторитетных NPC.

Квесты выполняются в определенных локациях, сориентироваться в которых будет довольно просто. И это хорошо – мир открытый. Пусть он не поражает воображения масштабом – примерно 4 кв.км. Зато всегда есть риск нарваться на мобов не своего уровня и сгинуть подобно Джиму Салливану. В открытом мире меняется погода, текут реки (если не плыть, в работу вступит течение) и представлен широкий набор квестов. Что тут скажешь… готичненько.

Линейно-нелинейное прохождение Gothic

С самого начала игры разработчики умело и мастерски водят за нос примкнувших к Готике. Конструкция поводка проста: создаем иллюзию выбора в виде избрания лагеря. На сюжете это никак не сказывается (а жаль!), но в целом оказывает влияние на:

  • способ прохождения;
  • стату героя;
  • различные квесты.

Для 2001 года такое «не линейное» представление в сочетании с открытым миром – прорыв. Добавим неожиданные сюжетные повороты в виде изгнания из старого лагеря, предательство, etс. и получим необычный искпириенс в прохождении игры. Ведь закончив за одну фракцию, у большинства геймеров возникает мысль: а не попробовать ли сыграть в то же самое, но за другой лагерь? И для многих это оказывается интересней, чем «Новая игра +» в The Witcher.

Игровая механика, управление, движок и прочие технические аспекты Готики

Начнем с неприятного: графика без модов и патчей – ужас-ужас. С учетом вышедших через год Dungeon Siege и Gothica II возникает вопрос: почему все так плохо? Даже на максимальных настройках картинка оставляет желать лучшего, и это несмотря на довольно внушительные требования:

  • P-III 700 MHz
  • RAM 256 Mb
  • 3D видеокарта с 32 Мb памяти
  • 4 Gb на жестком диске
  • DirectX 8.1

Но тут же хочется сразу возразить в защиту игры (без графомодов, о них читайте ниже): Готика увлекает как топовый ААА проект. Дело не в графике, а в RPG-Action составляющих. И здесь игра на высоте, причем не омрачает ситуацию даже непривычное управление

Управление

Мышь при прохождении Готики превращается в некий атавизм – все прекрасно работает без нее. Поначалу непривычно жмакать ctrl+стрелочки, но минут через 10-15 игрового времени все становится на «круги своя». И уже необходимость брать в руки мышь вызывает легкое недоумение.

Развитие Безымянного

Без прокачки героя RPG невозможна. Но поскольку речь идет не об очередном AD&D-проекте, а о самобытной Готике, «качается» главгерой довольно необычно. В первую очередь, все зависит от фракции, к которой решит примкнуть главгерой. А дальше – визиты к соответствующим NPC, которые прокачивают нужное чару умение.

  1. Воинские умения. Оружие – двуручное и одноручное. Как следует из названия, заключается в умении правильно размахивать палками, мечами и прочими орудиями ближнего боя. Дальнобойное оружие – лук и арбалет. Последний появится поздно, но лучше вкачивать его, изучив лук на 1 уровень.
  2. Магия и прочее чароплетство. Магия доступна в свитках или в полном виде. Пройти можно 4-6 кругов ада магии. 6 доступны в Старом и Новом лагерях. Для болотников все ограничивается 4-мя кругами.
  3. Спецвозможности и прочие плюшки. Включает в себя акробатику, чрезвычайно полезную при форсировании пересеченной местности, прыжках и драпании от монстров и не пойми кому нужное подкрадывание. Последнее изучают только в случае, если главгерой пошел по стезе вора.

«Статка» в Gothic 1 представлена 6 параметрами. Это сила, ловкость, мана, HP, защита и выносливость. Ни одна из этих характеристик в особых представлениях не нуждается.

Боевка и магичение

Боевая система Готики уныла и убога. Для начала нужно перейти в боевой режим, потом кнопочками выбрать оружие, а потом начинать «пляску». О, здесь нет пируэтов и вольтов, не стоит ждать перекатов и каких-то стоек. Все примитивно – удар слева, удар справа, отход, прямой удар. Бой сводится к «закликиванию» противника. Главное – не дать супостату выйти из стана.

С магией тут все столь же печально. Во-первых, нужно учесть деление магических навыков на свитки и заклинания. Во-вторых, все работает примерно также, как и боевка с дальнобойным оружием.

Геймплей

Исходя из вышесказанного можно сделать определенный вывод о геймплее… и ошибиться. В Готику действительно интересно играть и даже переигрывать, особенно спустя 1,5 десятка лет после первого знакомства с игрой (да-да, автору достались диски с Gothic в 2006!). Все дело в том, что RPG непривычен по своей структуре, а Action-составляющей отводится 10-20% игрового времени, не более.

В игре роль принятых решений и выполненных квестов достаточно высока, и это при всей линейности прохождений. Metro Exodus со всеми DLC может нервно покуривать в сторонке. Игра больше напоминает The Witcher. Хотя нет, наоборот: именно Ведьмак больше напоминает Готику. Наверное потому, что ребята из CD Project RED восторгались именно творением «Пираньи».

Квесты блещут (на уровне 2001 года, конечно) разнообразием. AI нельзя назвать примитивным. Нравится поведение NPC, вызывает уважение тактика некоторых монстров (из стайных). Музыка так и вовсе шедевральна. Словом, все Gothic 1 хорошо настолько, что и в 2020 году она вполне играбельна, особенно на фоне телефонных псевдоигрушек и массового потока фекалий игр из Steam.

Советы неофитам

  1. На первых уровнях игры не брезгуйте хижинами NPC и прочими закоулками. Так, у входа в старый лагерь есть сторожка. В ней – сундук, из которого можно выудить приличный лук.
  2. Быстро разбогатеть можно с помощью кузнеца Хуно. Из его сундука ночью нужно стыбрить заготовки мечей, а днем договориться с ним об обучении ремеслу. На выходе – 20 мечей по сотне стоимости каждый.
  3. Здоровье можно восстанавливать за счет сна. Для этого спите в своей кроватке. Если до своей топать далеко – отправляйтесь на боковую в чужой хижине. NPC почему-то нормально относятся к чужакам в своей кровати.
  4. Отредактируйте файл gothic.ini, изменив значение bloodDetail на «3». Игра станет чуть лучше выглядеть в плане боевок. Не помешает убрать в другое место файлик textures_bikini.VDF, чтобы NPC перестали принимать ванну в одежде.
  5. Застряли в текстурах? Комбинация ctrl+alt+F8 высвободит Безымянного без краша на рабочий стол.
  6. Монстров можно выманивать, причем на стражников. Если победит стража – Безымянный избавился от моба и сможет взять лут. Если победит монстр – остается его добить и подобрать лут и с монстра, и со стражника.
  7. Если нужно быстро спуститься вниз, то нужно прыгать в воду. В 95% случаев Безымянный выживает. Поэтому лучше сохраниться перед «прыжком веры».
  8. NPC по имени Мад может достать кого угодно. Впервые он появится в процессе получения квеста кашевара. Возьмите его с собой и расправьтесь в тихом уголочке – ничего плохо за это не будет.

Лайфхак вместо заключения, или как играть в Gothic в 2020 году

Игра однозначно стоит того, чтобы попробовать свои силы в классике жанра RPG. Но не нужно искать Готику на торрентах или пытаться реанимировать свой старый CD-ROM (он скорее всего IDE и современный комп его без танца с бубуном не увидит). Лучше воспользуйтесь следующим лайфхаком.

  • Покупаем игру в Steam’е. Стоит копейки, зато не будет проблем с установкой допсофта.
  • Гуглим и устанавливаем Gothic Steam Fix, опционально с русификатором от Snowball (считается самым годным, но можно поставить и версию Руссобит’а).
  • Если видеокарта современная и точно не хуже GeForce GTX 750 Ti – скачиваем DirectX 11.
  • Дополнительно качаем и ставим пачку графомодов – Big Nature Mod (флора Миртана), Textures Patch Freddy (текстуры Готики-2) + Worlds Patch Freddy, а также Carnage Graphics Patch (модели персонажа и NPC).

Игра почти готова. Остается заварить чай, включит Gothic, быстро настроить графику и отправиться в 100-часовое приключение, которое можно легко растянуть за счет побочных квестов.

Опубликовано: 1.05.20 - 17:15

Автор: RostyaL



Комментарии


Эту страницу еще никто не комментировал


Ваше имя:

Комментарий:



Реклама:

Наша командаПоддержать проектРеклама на сайте

Diablo и Hellfire, Diablo 2 и Lord of Destruction
2008-2019